"Ювелирная оценка "золота" и "серебра"
Шустрова Инна Владимировна
кандидат биологических наук, эксперт AB WCF, МКЭФ, RUI, гостевой МФА.
ЮВЕЛИРНАЯ ОЦЕНКА «ЗОЛОТА» И «СЕРЕБРА»
Экспертиза «золотых» и «серебряных» кошек – это, пожалуй, высшая ступень в искусстве судейства окрасов. Надо учесть многообразие проявлений генов-ингибиторов пигмента, коварство аллелей руфизма, причуды типинга и тикинга, и только тогда ответить на вопрос, настоящее ли «золото» перед нами - или «позолота», «сплав», имитация….
Правило современного фелинологического судейства: породный тип «дороже серебра и злата»…то есть, простите, качество типа важнее качества окраса, при экспертизе «золота» нередко дает сбой. Голубой кот – все-таки голубой, будь он светлым, темным или неравномерного оттенка. Биколор даже с нестандартным распределением пятен не перестает быть биколором. А вот золотой кот с некачественным «золотом» может оказаться вообще не золотым. Хорошо еще, если его удается определить как черного тэбби (или браун тэбби, - это одно и то же). А бывает так, что и окрас-то такой в стандартах не описан, или описан, да не для той породы. И приходится, несмотря на прекрасный породный тип, оставлять животное без титула – на основании нестандартности окраса.
Для заводчиков золотые окрасы обладают какой-то странной притягательностью. Нет, они, окрасы эти, в полном своем выражении на редкость ярки и выразительны, кто спорит, - но «золотая лихорадка», периодически охватывающая бридерские круги, похоже, имеет какие-то иные психологические причины. Между тем заводчику-«золотодобытчику» не позавидуешь. Золотой окрас - самый сложный в племенной работе, поскольку определяется он большим количеством совместно действующих генов, механизм действия которых по большей части неизвестен.
Как же должно выглядеть настоящее золото? Напомним, - все золотые окрасы относятся к группе агути, и сочетают в себе желтый и черный пигмент (феомеланин и эумеланин). Подшерсток и прикорневая часть каждого волоска ости у золотых животных должны быть окрашены в желтый – точнее, абрикосовый цвет – иначе говоря, практически не содержать черного пигмента. Важна и протяженность «желтой» прикорневой зоны – чем она шире, тем более выражен эффект «золота», - так что эта полоса должна подниматься как минимум до половины длины остевых волос.
Вторая обязательная составляющая золотых окрасов – это полиген руфизма. Руфизм, скорее всего, связан с высокой концентрацией гранул феомеланина, причем не только в «желтых» участках волоса, но и в тех, которые содержат черный пигмент. Руфичные особи имеют более сочный, насыщенный абрикосовый тон подшерстка и прикорневой зоны. Золотые затененные и затушеванные имеют теплый, действительно золотистый тон с легким темным налетом – скорее шоколадным, чем черным. Благодаря этому явлению генетически черный рисунок золотых тэбби приобретает коричневый оттенок, а полосы на ногах, полукруги «ожерелья», завитки на щеках становятся рыже-коричневыми. «Исконный» черный цвет сохраняет только кончик хвоста, окантовка глаз и подушечки лап (впрочем, эти последние могут быть и темно-коричневыми – «котиковыми»).
Как известно, кошачье «золото» встречается в двух группах окрасов: тэбби и шиншиллы (в последняя группу объединяют собственно шиншилл, или затененных и затушеванных). От затушеванных и затененных животных требуется так называемый типпинг: «желтая» часть волоса занимает 2/3 или 7/8 его длины соответственно, а оставшаяся часть – кончик - окрашен черным (или, у руфичных особей, темно-коричневым). Разумеется, требовать, чтобы каждый волос ости был окрашен феомеланином именно на такую длину, бессмысленно, да и не будет судья промерять каждый волосок. Но приблизительная высота желтой зоны все же оценивается, и на равномерность прокрашивания внимание эксперты обращают. Если у кошки одни волоски прокрашены желтым наполовину, другие – на три четверти, третьи – черные почти до основания, это считается недостатком. Да и выглядит такая кошка скорее не ярко-золотой, а какой-то желто-серой, грязноватой. Мало того, черная часть волоса у золотых затушеванных очень часто оказывается…зонарной – в нее включаются 1-3 (а у персов до 8!) желтых полосы (тикинг). В принципе, на общем впечатлении от окраса присутствие тикинга практически не сказывается, особенно при высоком уровне руфизма, однако требованиям стандарта не соответствует. Формально говоря, непонятно, к какому окрасу такую кошку относить – к типпированным (то есть шиншиллам и затушеванным) или же к тикированным тэбби?
Избыточный тикинг – проблема, характерная не только золотых затушеванных, но и золотых тэбби. В принципе, от любых тэбби с рисунком требуется максимальный контраст этого самого рисунка и фона. Чтобы сформировался такой контраст, на волосках рисунка или вообще не должно быть полос тикинга, или, по крайней мере, они должны быть редкими и узкими. У тикированных тэбби, напротив, требуется полное отсутствие каких-либо признаков рисунка на корпусе. От рисунков у золотых тэбби благодаря желтой «подкладке» особо выдающейся контрастности ожидать, увы, не приходится. К тому же у абсолютного большинства из них волосы рисунка избыточно тикированы – желтые зоны на них широкие или часто расположенные, за счет чего рисунок еще более «размывается». Но размывается он все же недостаточно для того, чтобы зачислить животное в тикированные тэбби! На сегодняшний день не вполне понятно, являются ли признаки прикорневой ширины феомеланиновой зоны и избыточного тикинга тесно сцепленными. С одной стороны, вроде бы есть данные о независимом наследовании ширины полос тикинга, так что при условии грамотной селекции можно добиться более выразительного рисунка золотых окрасов. С другой стороны, некоторые эксперты опасаются, что такое совершенствование рисунка снизит «теплое», «солнечное» впечатление, необходимое для золотого окраса. Но в таком случае требуется коррекция стандарта «рисунчатых» тэбби для золотых окрасов. А пока такой коррекции нет, большинство судей «закрывает глаза» на избыточный тикинг золотых тэбби, или, даже отмечая его как недостаток в оценочном листе, не снимает штрафных баллов. Изредка, правда, можно «нарваться» на судью-пуриста (или просто недостаточно опытного в экспертизе золотых окрасов), который поступит в соответствии с буквой стандарта – и тогда животному серьезного штрафа не миновать.
Шустрова Инна Владимировна
кандидат биологических наук, эксперт AB WCF, МКЭФ, RUI, гостевой МФА.
ЮВЕЛИРНАЯ ОЦЕНКА «ЗОЛОТА» И «СЕРЕБРА»
Экспертиза «золотых» и «серебряных» кошек – это, пожалуй, высшая ступень в искусстве судейства окрасов. Надо учесть многообразие проявлений генов-ингибиторов пигмента, коварство аллелей руфизма, причуды типинга и тикинга, и только тогда ответить на вопрос, настоящее ли «золото» перед нами - или «позолота», «сплав», имитация….
Правило современного фелинологического судейства: породный тип «дороже серебра и злата»…то есть, простите, качество типа важнее качества окраса, при экспертизе «золота» нередко дает сбой. Голубой кот – все-таки голубой, будь он светлым, темным или неравномерного оттенка. Биколор даже с нестандартным распределением пятен не перестает быть биколором. А вот золотой кот с некачественным «золотом» может оказаться вообще не золотым. Хорошо еще, если его удается определить как черного тэбби (или браун тэбби, - это одно и то же). А бывает так, что и окрас-то такой в стандартах не описан, или описан, да не для той породы. И приходится, несмотря на прекрасный породный тип, оставлять животное без титула – на основании нестандартности окраса.
Для заводчиков золотые окрасы обладают какой-то странной притягательностью. Нет, они, окрасы эти, в полном своем выражении на редкость ярки и выразительны, кто спорит, - но «золотая лихорадка», периодически охватывающая бридерские круги, похоже, имеет какие-то иные психологические причины. Между тем заводчику-«золотодобытчику» не позавидуешь. Золотой окрас - самый сложный в племенной работе, поскольку определяется он большим количеством совместно действующих генов, механизм действия которых по большей части неизвестен.
Как же должно выглядеть настоящее золото? Напомним, - все золотые окрасы относятся к группе агути, и сочетают в себе желтый и черный пигмент (феомеланин и эумеланин). Подшерсток и прикорневая часть каждого волоска ости у золотых животных должны быть окрашены в желтый – точнее, абрикосовый цвет – иначе говоря, практически не содержать черного пигмента. Важна и протяженность «желтой» прикорневой зоны – чем она шире, тем более выражен эффект «золота», - так что эта полоса должна подниматься как минимум до половины длины остевых волос.
Вторая обязательная составляющая золотых окрасов – это полиген руфизма. Руфизм, скорее всего, связан с высокой концентрацией гранул феомеланина, причем не только в «желтых» участках волоса, но и в тех, которые содержат черный пигмент. Руфичные особи имеют более сочный, насыщенный абрикосовый тон подшерстка и прикорневой зоны. Золотые затененные и затушеванные имеют теплый, действительно золотистый тон с легким темным налетом – скорее шоколадным, чем черным. Благодаря этому явлению генетически черный рисунок золотых тэбби приобретает коричневый оттенок, а полосы на ногах, полукруги «ожерелья», завитки на щеках становятся рыже-коричневыми. «Исконный» черный цвет сохраняет только кончик хвоста, окантовка глаз и подушечки лап (впрочем, эти последние могут быть и темно-коричневыми – «котиковыми»).
Как известно, кошачье «золото» встречается в двух группах окрасов: тэбби и шиншиллы (в последняя группу объединяют собственно шиншилл, или затененных и затушеванных). От затушеванных и затененных животных требуется так называемый типпинг: «желтая» часть волоса занимает 2/3 или 7/8 его длины соответственно, а оставшаяся часть – кончик - окрашен черным (или, у руфичных особей, темно-коричневым). Разумеется, требовать, чтобы каждый волос ости был окрашен феомеланином именно на такую длину, бессмысленно, да и не будет судья промерять каждый волосок. Но приблизительная высота желтой зоны все же оценивается, и на равномерность прокрашивания внимание эксперты обращают. Если у кошки одни волоски прокрашены желтым наполовину, другие – на три четверти, третьи – черные почти до основания, это считается недостатком. Да и выглядит такая кошка скорее не ярко-золотой, а какой-то желто-серой, грязноватой. Мало того, черная часть волоса у золотых затушеванных очень часто оказывается…зонарной – в нее включаются 1-3 (а у персов до 8!) желтых полосы (тикинг). В принципе, на общем впечатлении от окраса присутствие тикинга практически не сказывается, особенно при высоком уровне руфизма, однако требованиям стандарта не соответствует. Формально говоря, непонятно, к какому окрасу такую кошку относить – к типпированным (то есть шиншиллам и затушеванным) или же к тикированным тэбби?
Избыточный тикинг – проблема, характерная не только золотых затушеванных, но и золотых тэбби. В принципе, от любых тэбби с рисунком требуется максимальный контраст этого самого рисунка и фона. Чтобы сформировался такой контраст, на волосках рисунка или вообще не должно быть полос тикинга, или, по крайней мере, они должны быть редкими и узкими. У тикированных тэбби, напротив, требуется полное отсутствие каких-либо признаков рисунка на корпусе. От рисунков у золотых тэбби благодаря желтой «подкладке» особо выдающейся контрастности ожидать, увы, не приходится. К тому же у абсолютного большинства из них волосы рисунка избыточно тикированы – желтые зоны на них широкие или часто расположенные, за счет чего рисунок еще более «размывается». Но размывается он все же недостаточно для того, чтобы зачислить животное в тикированные тэбби! На сегодняшний день не вполне понятно, являются ли признаки прикорневой ширины феомеланиновой зоны и избыточного тикинга тесно сцепленными. С одной стороны, вроде бы есть данные о независимом наследовании ширины полос тикинга, так что при условии грамотной селекции можно добиться более выразительного рисунка золотых окрасов. С другой стороны, некоторые эксперты опасаются, что такое совершенствование рисунка снизит «теплое», «солнечное» впечатление, необходимое для золотого окраса. Но в таком случае требуется коррекция стандарта «рисунчатых» тэбби для золотых окрасов. А пока такой коррекции нет, большинство судей «закрывает глаза» на избыточный тикинг золотых тэбби, или, даже отмечая его как недостаток в оценочном листе, не снимает штрафных баллов. Изредка, правда, можно «нарваться» на судью-пуриста (или просто недостаточно опытного в экспертизе золотых окрасов), который поступит в соответствии с буквой стандарта – и тогда животному серьезного штрафа не миновать.